Пока у самолета есть крылья и скорость – он может «парить» в воздухе точно так же, как птица

Одно из самых распространенных заблуждений людей, испытывающих страх перед полетом, состоит в том, что если двигатель выйдет из строя – то самолет камнем упадет вниз! Понимая основной принцип полета, вы теперь знаете, что этого не произойдет. Во-первых, у самолета есть еще как минимум один двигатель, используя который, самолет может долететь до пункта назначения и вернуться обратно. Во-вторых, даже при отказе двух двигателей сразу (что случается во всей огромной системе под названием «мировая авиация» крайне редко, в среднем один раз в 7–8 лет) самолет имеет достаточно высоты и скорости, чтобы планировать около 40–45 минут с круизной высоты. За это время воздушное судно вполне может достичь ближайшего аэродрома и совершить посадку. Даже если редчайший отказ всех двигателей случится вдалеке от аэропортов, самолет с большой долей вероятности сможет спланировать и приводниться, сесть на поле или на другой ровный участок.

Самолет просто физически не может упасть вниз с круизной высоты.

Самолет в воздухе сравним с мухой в банке со сгущенным молоком – сгущенка плотно держит муху, не давая ей упасть на дно.

Точно так же разница в давлении надежно держит самолет в воздухе. Единственный вариант заставить самолет неуправляемо падать – это ввести его в так называемый штопор, а для этого нужно приложить не меньше усилий, чем для прыжка с Останкинской башни. Случайно самолет в штопоре оказаться не может. И как доказательство, факт – за последние 30 лет такое произошло лишь однажды.

Забегая вперед, скажу, что большинство самолетов, приступая к снижению с эшелона перед посадкой, используют режим двигателей именуемый «малый газ», не создающий тяги. То есть, практически каждый самолет перед посадкой планирует около получаса, не используя тяги двигателей. Тот шум, которые пассажиры слышат в салоне самолета, есть не что иное, как холостой режим их работы, сравнимый с работой двигателя автомобиля на нейтральной передаче.

Запомните – полет столь же естественен для самолета, как для человека – земное притяжение. Полет происходит в полной гармонии с законами природы и благодаря им. То, что вам КАЖЕТСЯ неестественным и ненадежным – вам только КАЖЕТСЯ. А согласитесь, между тем, что кажется, и тем, как обстоят дела на самом деле, – зачастую расстояние велико.

Самолет – это один из самых совершенных механизмов, созданных до сих пор человеком. Судите сами – только один из 1 500 000 вылетов заканчивается авиационным происшествием. Не катастрофой, нет. Происшествием. А происшествием в авиации называется любое внеплановое событие, ставящее под угрозу безопасность полета. Какой еще механизм имеет подобный коэффициент надежности? Разве что атомные реакторы. Давайте разберемся, как же человечеству удалось создать настолько надежный механизм, при этом двигающийся с огромной скоростью и пролетающий десятки тысяч километров в сутки?

Самолеты не всегда были надежными. Однако, понимая потенциальную опасность в перемещении большого количества людей по воздуху на огромных скоростях, люди совершенствовали технику и вносили необходимые коррективы на протяжении последних 100 лет. Каждая из авиакатастроф тщательно анализировалась, конструкторские бюро находили и устраняли причины, улучшали строение самолета. Так происходит и сегодня.

В 2009 году над Атлантическим океаном разбился самолет Air France рейс 447 из Рио-де-Жанейро в Париж. Погибли сотни людей. Причина катастрофы была не ясна. Мировое авиационное сообщество более 2 лет занималось поисками черных ящиков, чтобы установить причину крушения. В поисках маленькой коробки на дне океана были задействованы несколько подводных лодок и сотни аквалангистов. Поиски стоили сотни миллионов евро, едва ли не больше, чем сам самолет. Через 2 года непрерывных поисков посреди океана ящики были найдены, причины катастрофы установлены, выводы сделаны. Отчет о причинах этой катастрофы занял несколько томов и включал в себя четкие выводы и требования к производителю самолета, авиакомпаниям, пилотам и так далее. Более такого никогда не повторится.

И такое расследование происходит после каждого авиационного происшествия, независимо от того, привело ли оно к пострадавшим или нет. А теперь, представьте себе, насколько повысилась бы безопасность движения на дорогах России, если бы каждая неполадка того или иного автомобиля или ПОЧТИ аварийная ситуация разбирались и исследовались бы подобным образом! Да, самолет потенциально опасен, как и любое транспортное средство. Высокая скорость, большое количество пассажиров на борту, полные топлива баки, потребность во взлетной полосе – все это факторы риска. Все те, кто имеет отношение к авиации, прекрасно понимают это. Понимают этот факт и авиакомпании, техники, пилоты, диспетчеры и многие-многие другие. В результате – к самолету относятся совсем иначе, нежели к автомобилю или любому другому транспортному средству. При проектировании новой модели самолета, которое может длиться десятилетиями, принимается в расчет все, до мельчайших подробностей.

Уровень прочности самолета проектируется с коэффициентом 5–8 – то есть любая жизненно важная поверхность самолета может выдержать нагрузку в 5–8 раз превышающую расчетную.

Двигатели самолета развивают тягу, в разы превышающую необходимую в полете. Самолет с одним двигателем может безо всяких проблем долететь до пункта назначения, и при этом ему даже не потребуется использовать 100 % своей мощности.